ЦАГИ был создан 1 декабря 1918 года по указанию руководителя страны В.И.Ленина, поддер-
жавшего инициативу ученого Н.Е.Жуковского об организации научного центра. Он был сначала
создан в Москве, затем, в 30-е годы в поселке Стаханово, ныне город Жуковский. Перед ЦАГИ
была поставлена задача – создать авиацию в сжатые сроки. В руководство ЦАГИ вошли лучшие
силы – Жуковский, Туполев, Чаплыгин, Келдыш, Макаревский и другие. В ЦАГИ родилась оте-
чественная школа авиаконструкторов. Под руководством А.Н.Туполева были созданы первые са-
молеты, как гражданские, так и военные.

В 30-е годы авиация продолжала развиваться, это потребовало создания нового центра, как
филиала основного, который находился в Москве. В начале 30-х годов советское руководство при-
няло решение расширить ЦАГИ, но не в Москве, а в Подмосковье.

Было выбрано место, там, где сейчас и стоит ЦАГИ. Строительство велось под руководством
тогдашнего директора ЦАГИ Николая Михайловича Харламова. Работы по строительству велись
с 1935 года. Вся окрестность участвовала в городской стройке. Люди из Вереи, Быково, Колонца,
Удельной и других деревень приняли участие в этом. Механизации тогда почти не было, тяжелые
работы часто выполнялись вручную.

6 ноября 1935 года состоялась торжественная закладка первого блока ЦАГИ. Харламов и Тупо-
лев заложили первые кирпичи в основание первой аэродинамической трубы, сейчас это трубы
Т-101. Она стала музейной в наши дни, туда водят экскурсии.

Сразу же встал вопрос обеспечения ЦАГИ кадрами инженеров, рабочих и техников. В стране
были созданы институты техникумы, которые выпускали квалифицированные кадры. Появилась
проблема обеспечения их жильем. Тогда было решено построить поселок для работников пред-
приятия. Он был назван в честь шахтера – героя труда Стаханова.

Сейчас это город Жуковский, именно ЦАГИ дал жить нашему городу, с ЦАГИ начинался
Жуковский.

Во время Великой отечественной войны началась эвакуация ЦАГИ и созданного весной 1941
года ЛИИ – Летно–Исследовательного Института, который выделился и ЦАГИ. То есть ЦАГИ
дал жизнь не только городу, но и другому Институту. Эвакуировали ЦАГИ и ЛИИ дали начало
новым Институтам.

После войны ЦАГИ получил новое развитие. Были построены десятки новых аэродинамических
труб, на предприятие пришли сотни молодых специалистов после ВУЗов, Техникумов и ПТУ.
После войны в ЦАГИ проводились испытание самолетов ТУ, ИЛов, ЯКов и другие.

Имеются в виду наземные испытания в аэродинамическим трубам, а испытание самих самолетов
проводились в ЛИИ. Война показала, что успех воздушного боя в значительной мере обеспечивается
скоростью и маневренностью самолёта. Проблема увеличения скорости была решена с переходом
на реактивные двигатели. В 50–х годах были созданы сверхзвуковые самолеты. Их модели были
испытаны в ЦАГИ, который дал разрешение на их производство. В 60-80-е годы в России был авиа-
ционный бум, и все модели самолетов проходили расчет и испытания сначала в ЦАГИ, а потом в ЛИИ.

С момента образования поселка Стаханово и до 90-х годов все вопросы жизнеобеспечения города
решила именно ЦАГИ. Только в середине 90-х годов из ЦАГИ выделились в качестве самостоятель-
ных такие предприятия как «Теплоцентраль», «Водоканал» и другие. То есть подразделения социа-
льно – бытового обеспечения ЦАГИ стали самостоятельными гадскими организациями.

Сегодня ЦАГИ продолжает свою работу, являясь, как и раньше, центром авиационной науки
России. ЦАГИ имеет уникальную экспериментальную базу, многие ее характеристики превосходят
западные. Таких труб по аэродинамике, как в ЦАГИ, нет в других странах. В США есть подобные,
но многие из них ниже по уровню, и представители американских фирм едут в ЦАГИ, заключают
контракты с нашими инженерами и учёными. ЦАГИ сотрудничают со многими странами мира в
области авиационной науки. Кроме того, научные разработки ЦАГИ активно внедряются, в отрос-
ли не связанные с авиацией, такие как энергетика, судостроение, даже в сельское хозяйство.

Hosted by uCoz